На главную Обратная связь Поиск ВКонтакте

Статья А.А. Михайлова «Трех-Святительская церковь с. Карачельского Шумихинского района


 

Опубликовано: «Православная газета». № 2 (91). февраль 2015 г.

 

      Село Карачельское возникло в 1743 г. как укрепленный пункт на границе освоенных к этому времени русскими земель. Новое поселение расположилось на реке Миасс, при впадении в нее речки Карачелки, от имени которой и получило свое название. Населено оно было крестьянами, переехавшими с ранее заселенных территорий по левому берегу Миасса, а по большей части из Шадринска. В первые десятилетия своего существования населенный пункт именовался форпостом или слободой и относился к Окуневскому дистрикту Исетской провинции Оренбургской губернии. В начале 1780-х гг. в составе губернии был учрежден Челябинский уезд, одним из волостных центров которого стал Карачельский форпост, получивший статус села.

     Первая деревянная церковь в форпосте была построена еще в 1746 г. и освящена в честь Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Тогда же при ней был открыт самостоятельный приход, находившийся в ведении митрополитов Тобольских и Сибирских. Из-за обширности епархии управление приходами на местах было возложено в то время на духовные правления или заказы. Карачельский приход вошел в состав Воскресенского заказа, центр которого находился в митрополичьей слободе Воскресенской (ныне – с. Кирово Мишкинского района). В 1784 г. заказ был упразднен и все его приходы были подчинены Челябинскому духовному правлению. В 1800 г. эта территория вошла в новую Оренбургскую епархию, центр которой находился в г. Уфе. В середине 1860-х гг. при разделении Оренбургско-Уфимской епархии Карачельский приход отошел в ведение Оренбургских преосвященных, а с 1908 г. подчинялся архиереям учрежденного в составе Оренбургской епархии Челябинского викариатства.

     После своего основания приход объединил жителей многочисленных населенных пунктов. В конце XVIII в. в состав его входили деревни Береговая, Голубкова, Горшкова, Дюрягина, Забродина, Каменская, Карандышева, Каргаполова, Красноярская, Лугинская, Медведская, Сухоплюева, Тахтарова, Тюринова и Жужгова. С течением времени на этой территории возникли и другие населенные пункты, в т.ч. деревни Благовещенская, Березомысовская, Михайловка. В XIX – начале XX вв. во многих из них были образованы отдельные приходы.

     Между тем, выстроенная при открытии прихода деревянная церковь, несмотря на неоднократные ремонты, все больше ветшала. Поэтому в 1824 г. вместо нее был возведен на средства прихожан новый каменный храм с алтарем, трапезной и двухъярусной колокольней. Как и первоначальная церковь он был освящен во имя Трех Святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В середине 1870-х гг.  с благословения Преосвященного Митрофана, епископа Оренбургского и Уральского, началась перестройка и расширение Карачельского храма. При этом к трапезной части с севера и юга были пристроены два вместительных отапливаемых придела, освященные в честь Пророка Илии и Великомученика Димитрия Солунского, а колокольня с трех сторон обнесена крытой галереей, выполнявшей роль притвора. В результате было создано единое обширное пространство, перекрытое оригинальным сочетанием коробовых и сомкнутых сводов и отличающееся хорошей освещенностью.

     К началу XIX в. Карачельская слобода, объединявшая вокруг своего храма множество приходских селений, превратилась в значительный административный и торговый центр, в котором  ежегодно проводились многолюдные ярмарки: Трех-Святительская в январе, Ивановская в июне и Дмитриевская в октябре. До издания в 1852 г. запрещения устраивать при церквах лавки в собственности Трех-Святительского храма находились лавки и балаганы, возникшие вскоре после основания прихода, и приносившие ему значительные доходы через отдачу их во время ярмарок в аренду торговцам. Уже к началу 1830-х гг. число каменных лавок здесь доходило до 10, а деревянных было более 60. В 1840-е гг. эти лавки по требованию Оренбургской палаты государственных имуществ начали передаваться крестьянскому обществу, но в начале 1850-х многие из них были возвращены в пользование храма. В 1888 г. с благословения Преосвященного Макария, епископа Оренбургского и Уральского, в помещении одной из бывших каменных лавок, помещавшейся в стене церковной ограды, было отстроено особое теплое помещение, в котором расположились бесплатная читальня и иконная лавка. Образа для этой лавки писал проживающий в слободе живописец Анатолий Прохорович Кречетов. Впоследствии он стал известным иконостасным мастером, работавшим не только в селах Челябинского уезда, но и создавшим иконостасы и стенные росписи храмов Курганского и Ялуторовского уездов Тобольской губернии, в том числе сохранившийся до нашего времени иконостасный комплекс Богородице-Казанской церкви Чимеевского монастыря.

     К 1907 г. на деньги прихожан и добровольные пожертвования при Карачельской церкви была выстроена каменная церковная ограда с флигелем на северо-западном углу, в котором расположились читальня и кладовая. Основными благотворителями выступили екатеринбургский мещанин Захар Семенов и челябинский купец Иван Харламов. За усердные труды 24 февраля    1907 г. им было преподано благословение от епархиального начальства.

     В начале XX в. Карачельский храм, стоящий на высоком холме посреди села и поднимающийся над растущими по берегам реки Миасса зелеными садами, по своему благолепию был одним из первых во всем Челябинском уезде. Построенная из кирпича на фундаменте из дикого камня церковь была снаружи оштукатурена и выбелена известью, а внутри расписана священными изображениями. Общая длина здания составила более тридцати семи метров при наибольшей ширине теплого храма около двадцати двух метров. Окна церкви расположились в два яруса, причем все двадцать три окна нижнего яруса имели кованые решетки. Все здание, покрытое окрашенной в зеленый цвет жестью, увенчивалось семью главами с золочеными крестами. На куполе главного храма покоилась большая глава в окружении четырех малых, расположенных по сторонам света. Такая же небольшая главка с крестом увенчала и его алтарную апсиду. Издалека был виден блестящий крест белой 35-метровой колокольни.

     Церковь была закрыта в конце 1920-х – начале 1930-х гг. и занята Карачельским сельсоветом под хозяйственные нужды. В послевоенные годы в здании размещался склад машинотракторной станции, оно находилось в полуразрушенном состоянии. Предполагалось даже разобрать угрожающие обвалом купола. К концу 1940-х гг. храм был заброшен, каменная ограда полностью разобрана. В марте 1954 г. церковь подверглась пожару, который уничтожил все деревянные конструкции, почти полностью выгорели кровли, обнажившиеся своды дали многочисленные трещины. В 1961 г. Шумихинский райисполком признал здание аварийным и просил областные власти разрешить разобрать его. Однако ходатайство это было отклонено, т.к. еще 30 августа 1960 г. постановлением Совета Министров РСФСР Трех-Святительская церковь была отнесена к числу памятников архитектуры, подлежащих охране государства. Несмотря на это пустующее здание не ремонтировалось и продолжало медленно разрушаться. В 1960-е – 1970-е гг. полностью обрушились сводчатые перекрытия притвора, трапезной и  южного придела.

     Специалисты Свердловского архитектурного института, проводившие в начале  1980-х гг. осмотр памятника, заключили, что он является выдающимся образцом барокко на Урале и важным звеном в кругу близких по типу построек уральских и сибирских мастеров второй половины XVIII и первой трети XIX столетий. «…К основному храмовому четверику с обширным пятигранным алтарем примыкает трапезная, по сторонам которой устроены два придела со своими особыми апсидами граненой формы. В западную часть трапезной включено и основание колокольни. Притвор церкви состоит из трех помещений и имеет одну ширину с трапезной. Завершение храма отличается живописностью. Четверик увенчан оригинальным продолговатым куполом, наделенным четырьмя люкарнами. Эти детали являются световыми постаментами для боковых глав. Центральная глава на низком восьмиграннике оформлена круглыми проемами. Барабаны главок фигурные с волютами. Южный и северный фасады постройки почти одинаковы. Окна в два света закомпонованы по трем осям. Фасады завершены фигурными фронтонами с окном в центре. Входные проемы размещены по центральной оси, которая подчеркнута окном над ним, окном во фронтоне и продолжена главкой. Однотипные окна, проемы которых с лучковыми завершениями заглублены в прямоугольных нишах, имеют барочные наличники. Углы храмового четверика укреплены лопатками. Плоскости стен отделены карнизами от фигурных фронтонов. Последние украшены тонко прорисованными декоративными мотивами волют. Фасады приделов одинаковы и организованы размещением однотипных окон и лопаток соответственно основным частям храма. Три окна придела отделены лопатками от двух окон против колоколенной части и от одного  окна притвора. По центру западного фасада расположен вход. От него по сторонам размещены по окну и оконной нише. Притвор и приделы объединены профилированным карнизом с сухариками. Четырехгранная колокольня имеет два яруса звона, со скошенными углами, и завершена четвериком со сквозными проемами и фигурной главкой. В интерьерах постройки перекрытия явились активнейшим элементом. Алтарь, перекрытый сомкнутым восьмигранным сводом со световой главой, отличается хорошей освещенностью. Храмовый четверик перекрыт восьмилотковым сводом с восьмигранной световой главой по центру. Свод отличается высокой стрелой подъема. Его лотки по сторонам света прорезаны глубокими распалубками с люкарнами, выведенными в плоскость стен. Распалубки раскрыты вверх и соединены с восьмериками световых главок. Оконные проемы храмовой части объединены вертикальными нишами, центральные из которых соединены с распалубками. В интерьере храмовой части сохранились фрагменты росписей, в которых наряду с изображением святых варьировались архитектурные мотивы, растительные и геометрические орнаменты…».

     Только в 1991 г. Карачельский храм, являющийся  объектом культурного наследия федерального значения, был передан верующим, а вскоре в селе был открыт приход Курганской и Шадринской епархии. В настоящее время церковь нуждается в реставрации, но восстановление огромного здания требует колоссальных средств, которых у прихожан нет. В 2008 году, дабы спасти здание от дальнейшего осквернения, проемы окон и дверей закрыли металлическими решетками. Сейчас богослужения проводятся в находящемся неподалеку от храма молитвенном доме.